ФЕОР


МЕОЦ


Контакты:


Раввинский суд:
(гиюр, свадьба, развод, подтверждение еврейства)
Москва,
ул. Образцова 11 стр.5
вход со стороны Новосущевского переулка
4 подъезд, 4 этаж, Раввинат, Офис 4-34
Телефон: +7(495)926-00-02
e-mail: beis-din@mail.ru

Время работы:
Пн–Чт: 11:00 – 16:00
Пт: 11:00 – 14:00
Суббота,Воскресенье:выходной
праздники: выходной


Офис, приемная, пресс-служба Главного раввина России раввина Берла Лазара:
Телефон: +7(495)627-70-00
Факс: +7(495)62770-57
e-mail: ocr@jewish.ru

Время работы:
Вс: 9:00 – 19:00.
Пн-Чт: 09:00 – 20:00
Пт: 9:00 – 3 часа до начала субботы.
Суббота и праздники – выходной.




 

Публикации р. Лазара

01.10.2013

На чем держится мир

Вот мы и добрались до конца первой главы «Поучений отцов». Последняя мишна, от законо-учителя Шимона бен Гамлиэля, учит: «Мир держится на трех вещах: на правосудии, на истине и на мире…»

…Позвольте, но у нас уже было совсем другое утверждение! Вторая мишна «Пиркей Авот», от Шимона-праведника, гласит: «Мир стоит на трех основаниях: на Торе, на служении Б-гу и на добрых делах»! Как совместить эти два поучения?

На самом деле никакого противоречия между двумя мишнами нет, просто они относятся к разным вещам. Слово «олам», «мир», имеет два значения: это физическая вселенная — то, что Б-г создал за шесть дней, — и это род человеческий (как, например, в выражении «весь мир хочет, чтобы не было войны»). В мишне от Шимона-праведника речь идет о первом «мире»: недаром сказано, что он «стоит» на трех основаниях — то есть Б-г его поставил. В мишне Шимона бен Гамлиэля говорится о человеческом обществе: оно «держится на трех вещах», то есть без этих вещей общество распадется.

Итак, три скрепы, которыми держится любое сообщество людей, суть правосудие, истина и мир. Вроде бы каждому это понятно, никакой особой мудрости здесь не нужно. Однако не все так просто. Настоящий вопрос в том, как соединить эти три основы! Если судья вынесет приговор так, чтобы был мир между сторонами, то есть на основе компромисса, наверняка пострадает истина; если решение будет «по истине» — одна сторона права, другая виновата, — проигравший, скорее всего, останется врагом победителю. Да и безотносительно суда: говорят, у каждого своя правда, как их примирить, чтобы получился мир?

Есть хасидская притча о мяснике, который дважды приходил на раввинский суд. В первый раз речь шла о партии мяса, которую он собирался пустить в продажу: раввин нашел, что мясо некошерное, мясник понес убытки, но благодарил раввина, что не допустил греха. Во второй раз тот же мясник проиграл какое-то копеечное дело и страшно возмущался. Мораль такова: человек готов понести даже крупный убыток ради своей праведности, но если суд признаёт его неправым, это немедленно вызывает отторжение.

Так в чем же главное содержание мишны? В узком контексте речь идет об особой ответственности, которая ложится на судью — а на самом деле на любого человека, к которому обращаются две стороны для разрешения спора. Судья ответственен одновременно за истину и за мир. Он должен так разобрать существо конфликта, чтобы у обеих сторон не осталось возможности оспаривать те или иные обстоятельства. В то же время он должен убедить проигравшую сторону, что вынесенное решение справедливо и что у нее нет объективных причин быть в обиде на своего оппонента.

Однако и к тяжущимся сторонам мишна предъявляет высокие требования. Они должны быть готовы не возвращаться к конфликту после вынесения приговора.

Таков самый простой урок, который содержится в нашей мишне. Но есть и урок более глубокий — тот, что связывает ее с мишной Шимона-праведника. Б-г «поставил», построил мир на Торе, служении и добрых делах: по сути, это цели, ради которых свершился великий акт Творения. Но мир, сотворенный Б-гом, подарен людям: и Шимон бен Гамлиэль объясняет нам, что должны делать люди, чтобы его сохранить.

Нужна истина: ведь если нет истины, нет доверия между людьми, невозможны никакие совместные действия. Нужно правосудие: если его нет, сильный будет творить, что захочет, пока другой сильный его не убьет. Нужен мир: если его нет, никто не может быть уверенным в завтрашнем дне, никто не будет создавать семьи и рожать детей, и род человеческий пресечется.

Получается, что последняя мишна замыкает круг, начатый первой. Тора, служение и добрые дела — то, ради чего Б-г создал мир, — возможны лишь при наличии истины, правосудия и мира, трех основ общества. Чтобы совершить доброе дело, помочь ближнему, нужно здравое суждение о его нуждах, своего рода «правосудие». Чтобы служить Б-гу, нужна истина: только если ты обращаешься к Б-гу искренне, твое обращение дойдет до Создателя. Ну и, чтобы люди жили по законам Торы, они должны прежде всего жить в мире.

В книге «Мишлей» сказано: «Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные». Тора — закон Б-жественного добра, и уже в силу этого она проповедует мир между людьми. Суд по Торе есть суд справедливый и миролюбивый. Это главный урок первой главы «Пиркей Авот»: Тора привносит мир в отношения между людьми и тем самым приближает их к Б-гу, Который есть единственная истина.

 

Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"

Вернуться